УТВЕРЖДЕНО
Решение Городокского районного
исполнительного комитета
14.12.2011 № 1288
УСТАВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОДОКСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ»
(новая редакция)
СТАТУТ
ДЗЯРЖАЎНАЙ УСТАНОВЫ АДУКАЦЫІ
“ГАРАДОЦКІ РАЕННЫ ЦЭНТР КАРЭКЦЫЙНА-РАЗВІВАЮЧАГА НАВУЧАННЯ І РЭАБІЛІТАЦЫІ”
(новая рэдакцыя)
г. Городок
2011 год
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий Устав государственного учреждения образования «Городокский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее – Учреждение образования) является новой редакцией Устава учреждения образования «Городокский государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».
2. Учредителем Учреждения образования является Городокский районный исполнительный комитет (далее - Учредитель), органом государственного управления Учреждения образования – отдел образования Городокского райисполкома (далее - Уполномоченный орган).
3. Имущество Учреждения образования находится в коммунальной собственности Городокского района и передано Учреждению образования на праве оперативного управления. Полномочия собственника осуществляет Городокский районный Совет депутатов в лице Учредителя.
Владение, пользование и распоряжение этим имуществом Учреждение образования осуществляет в пределах, определяемых законодательством Республики Беларусь.
4. В своей деятельности Учреждение образования руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законами Республики Беларусь, Декретами, Указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, положением о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, иными актами законодательства и настоящим Уставом.
5. Учреждение образования является некоммерческой организацией, созданной для достижения образовательных целей и финансируемой из местного бюджета.
6. Тип Учреждения образования – учреждение специального образования. Специальноеобразование — обучение и воспитание обучающихся, которыеявляются лицами с особенностями психофизического развития,посредством реализации образовательных программ специальногообразования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.
7.Специальное образование включает в себя создание специальных
условий для получения специального образования на уровнях
дошкольного, общего среднего образования лицами с учетом особенностей их психофизического развития и коррекцию имеющихся у них
физических и (или) психических нарушений.
8. Специальные условия для получения специального образования науровнях дошкольного, общего среднего образования — обучение
и воспитание с организацией педагогической, медицинской,
социальной и иных видов помощи, без которых невозможно или
затруднено освоение содержания образовательных программ
специального образования, в том числе с использованием технических
средств социальной реабилитации, учебных планов специального
образования и программ специального образования, учебников и
учебных пособий специального образования, специальных методик
обучения, созданием адаптивной образовательной среды.
9. Вид Учреждения образования – центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Вид Учреждения образования может быть изменен.
Решение об изменении вида Учреждения образования принимается Учредителем по собственной инициативе либо по инициативе Учреждения образования при совокупности следующих условий:
обоснования необходимости изменения вида Учреждения образования;
соответствия Учреждения образования критериям заявляемого вида.
10.Форма получения образования: очная.
11. В Учреждении образования используется дневная форма получения образования — вид очной формы получения образования, когда получение образования является основным видом занятости обучающегося.
- Учреждение образованияв порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, обеспечивает:
организацию питания для обучающихся с тяжелыми и (или'
множественными физическими и (или) психическими нарушениями;
охрану здоровья обучающихся с особенностями психофизического
развития.
13. Учреждение образования может оказывать платные услуги в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
14. Учреждение образования является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, штамп с наименованием Учреждения образования.
15. Учреждение образования имеет в оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам. Учреждение образования отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Учредитель.
16. Наименование Учреждения образования:
на русском языке:
полное наименование: Государственное учреждение образования «Городокский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
на белорусском языке:
полное наименование: Дзяржаўная ўстанова адукацыі «Гарадоцкі раенны цэнтр карэкцыйна-развіваючага навучання і рэабілітацыі».
17. Место нахождения Учреждения образования:
Республика Беларусь, Витебская область, г. Городок, ул. Карла Маркса д.59, к.1
18. Отдельными видами деятельности, определенными законодательством Республики Беларусь, Учреждение образования может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
19. В Учреждении образования не допускается создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.
Учреждения образования поддерживает молодежные и детские общественные организации (объединения), деятельность которых не противоречит законодательству.
20. Учреждения образования взаимодействует с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, государственными организациями охраны здоровья, учреждениями культуры, спорта, добровольными товариществами, юридическими и физическими лицами.
21. Изменения и дополнения в Устав Учреждения образования вносятся после их рассмотрения Советом Учреждения образования и утверждения Учредителем в порядке, установленном действующим законодательством.
22. Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации — учреждение специального образования, в котором реализуются образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
23. Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации может оказывать платные услуги в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
24. Внесение изменений и дополнений в Устав осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 2
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
25. Учреждение образования обеспечивает создание комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития и осуществляет образовательную, в том числе в рамках оказания ранней комплексной помощи детям в возрасте до трех лет, коррекционно-педагогическую, диагностическую, социальную, методическую, консультативную и информационно-аналитическую деятельность, оказание психологической помощи.
26. Учреждение образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы в сфере специального образования решает следующие задачи:
своевременное выявление лиц с особенностями психофизического развития и их психолого-медико-педагогическое обследование;
реализация образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью;
реализация программ ранней комплексной помощи;
охрана, защита и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, проведение оздоровительных мероприятий;
социальная реабилитация лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, предоставление им равных возможностей для активного участия в социокультурной жизни общества, формирование и развитие необходимых умений и способностей для максимально возможной самостоятельной жизни;
реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в объединениях по интересам или индивидуально;
создание и ведение банка данных о детях с особенностями психофизического развития;
методическая помощь педагогическим работникам при реализации образовательных программ специального образования в учреждениях дошкольного и общего среднего образования;
социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь обучающимся, их законным представителям в гармонизации семейных отношений, формировании правильной оценки и положительных установок на перспективы развития возможностей и жизненного самоопределения лиц с особенностями психофизического развития;
консультирование обучающихся с особенностями психофизического развития, их законных представителей, педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития;
информационно-просветительская деятельность с целью формирования позитивного общественного мнения и толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития.
27. С целью достижения поставленных задач в соответствии с законодательством Республики Беларусь Учреждение образования реализует следующие функции:
организует образовательный процесс;
осуществляет диагностическую деятельность;
оказывает коррекционно-педагогическую помощь лицам с особенностями психофизического развития и осуществляет работу по социальной реабилитации лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями;
оказывает раннюю комплексную помощь;
осуществляет консультативную и методическую деятельность;
создает и ведет банк данных о детях с особенностями психофизического развития;
осуществляет информационно-аналитическую деятельность на территории соответствующей административно-территориальной единицы;
оказывает социально-педагогическую поддержку психологическую помощь лицам с особенностями психофизического развития и их законным представителям;
проводит экспериментальную и инновационную деятельность;
организует обучение и воспитание лиц с тяжелыми и (или)множественными физическими и (или) психическими нарушениями, которым по медицинским показаниям рекомендовано получение специального образование на дому;
проводит мероприятия, направленные на обеспечение преемственности перехода выпускников Учреждения образования в территориальные центры социального обслуживания населения.
28. Компонентами системы образования являются:
участники образовательного процесса при реализации образовательных программ;
образовательные программы;
государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования.
ГЛАВА 3
СТРУКТУРА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
29. Учреждение образования формирует свою структуру в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Уставом.
30. Учреждение образования может иметь учебно-опытный участок в целях осуществления элементарной трудовой подготовки учащихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, для формирования трудовых навыков и умений, необходимых для самостоятельной жизни и социализации.
31. В Учреждении образования функционирует специальный класс для детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
32. Срок получения образования в Учреждении специального образования составляет девять лет.
33.В Учреждении образования функционирует библиотека для обеспечения детей с ОПФР, педагогов учебниками, УМК, методической литературой.
34. Для лиц с особенностями психофизического развития, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, создаются условия для получения специального образования на дому. Перечень медицинских показаний для получения специального образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
35. Образовательный процесс для получения специального образования на дому организуется Учреждением образования по месту жительства (месту пребывания) лица с особенностями психофизического развития или Учреждением образования, в котором оно обучалось до возникновения медицинских показаний для получения специального образования на дому.
- Решение о получении специального образования на дому принимается Уполномеченным органомпо месту жительства (месту пребывания) лица с особенностями психофизического развития на основании его заявления (заявления законного представителя несовершеннолетнего) и заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
37. Порядок организации получения специального образования на дому определяется Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
38. Обучение и воспитание в Учреждении образования осуществляется на русском языке.
ГЛАВА 4
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
39. В Учреждение образования, координирующее деятельность в сфере специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, предоставляются организациями здравоохранения при наличии клинического диагноза с признаками явных физических и (или) психических нарушений и с согласия законного представителя ребенка сведения о ребенке с особенностями психофизического развития.
40. Целью диагностической деятельности Учреждения образования является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования. Для проведения психолого-медико–педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития создается психолого-медико-педагогическая комиссия.
41. Комиссия действует в течение года, начиная с 01 сентября.
42. Периодичность проведения заседаний психолого-медико-педагогической комиссии устанавливается исходя из запроса заинтересованных лиц приказом директора Учреждения образования.
43. Психолого-медико-педагогического обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с особенностями психофизического развития.
Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:
выписка из медицинских документов;
медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета);
педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, в котором обучается или воспитывается ребенок.
44. В ходе психолого-медико-педагогического обследования устанавливаются структура и степень тяжести физического и (или) психического нарушения у ребенка в соответствии с психолого- педагогической классификацией путем:
изучения характера протекания психических процессов и сущности индивидуально-психологических особенностей ребенка;
выявления вторичных по своей природе нарушений, которые могут быть причиной трудностей в обучении, определяются их причины;
определения соответствия (или несоответствие) актуального развития регуляторной сферы, познавательной деятельности и поведения условно нормативному развитию;
оценки уровня освоения содержания образовательных программ и сформированности основных социальных навыков;
определения путей компенсации имеющегося нарушения, потенциальных возможностей и перспектив для интеграции ребенка в общество.
45.Результаты психолого-медико-педагогического обследования заносятся в протокол обследования, который подписывается руководителем Учреждения образования, членами комиссии. Комиссия после коллегиального обсуждения результатовпсихолого-медико-педагогического обследования составляет заключение, содержащее:
описание структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения;
рекомендации об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказании коррекционно-педагогической помощи или о создании ему специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования.
На заключении в письменной форме оформляется согласие (несогласие) законного представителя с рекомендациями об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательной программе специального образования.
Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении Учреждения образования и подписывается этим законным представителем и руководителем учреждения образования, а в случае отказа законного представителя поставить подпись - и членами комиссии.
46. В рамках диагностической деятельности Учреждение образования с согласия законных представителей проводит в учреждениях дошкольного и общего среднего образования предварительное обследование обучающихся с целью выявления нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи. По результатам проведенного обследования оформляется заключение на каждого обучающегося, нуждающегося в коррекционно-педагогической помощи, которое направляется в учреждение дошкольного образования и (или) в учреждение общего среднего образования.
ГЛАВА 5
ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА В УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
47. В Учреждении образования осуществляется обучение и воспитание лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями. Тяжелыми (или) множественные физические и ( или ) психические нарушения, выраженные в такай степени, что получение образования в соответствии с образовательными стандартами специального образования являются недоступным и возможности обучения ограничиваются получением основ знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, получением элементарных трудовых навыков. Два и более физических и ( или) психических нарушения являются множественными психическими и ( или) физическими нарушениями.
48. Учебный план центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для воспитанников с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, учебный план центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для учащихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями и учебный план второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью являются техническими нормативными правовыми актами и включают в себя перечень образовательных областей, учебных предметов, содержащих основы знаний об окружающем мире, доступные для освоения указанными лицами, а также обеспечивающих приобретение ими навыков самообслуживания и элементарных трудовых навыков, устанавливают количество учебных часов на их изучение, количество учебных часов на проведение коррекционных занятий и общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов на проведение учебных занятий (занятий).
49. Индивидуальный учебный план устанавливает перечень учебных предметов и их объем для лица с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями с учетом структуры и степени тяжести имеющихся у него нарушений.
50. На основе соответствующих учебных планов специального образования центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации разрабатывают соответствующие учебные планы на текущий учебный год.
51. Учебные часы, определенные на проведение коррекционных занятий, не учитываются в максимальную допустимую учебную нагрузку в неделю на одного учащегося.
52. Индивидуальная учебная программа разрабатывается для лица с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями с учетом структуры и степени тяжести имеющихся у него нарушений и утверждается руководителем учреждения образования (руководителем иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующего образовательные программы специального образования, в котором лицо с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями получает образование, по согласованию с директором государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, координирующего деятельность в сфере специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
41. Вопросы организации образовательного процесса в Учреждении образования (формы организации, организация обучения по четвертям, продолжительность каникул, наполняемость групп, классов, аттестация обучающихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями) регулируются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.
42. В класс, группу Учреждения образования принимаются обучающиеся на основании следующих документов:
заявления законного представителя воспитанника;
медицинской справки о состоянии здоровья;
заключения Учреждения образования.
43. Образовательный процесс в Учреждении образования организуется в режиме 5- дневной учебной недели. Время пребывания обучающихся определяется Учредителем Учреждения образования в соответствии с запросами законных представителей воспитанников и может составлять от 6 до 8 часов, 9-10,5 часов, 12 часов.
В исключительных случаях по решению учредителя время пребывания обучающихся в учреждении образования может составлять 24 часа.
44. Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляют учитель-дефектолог (олигофренопедагог) и воспитатель в соответствии с учебным планом Учреждения образования для воспитанников с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
45. При организации образовательного процесса учебные занятия в группе проводят:
учитель-дефектолог по образовательным областям «Коммуникация», «Сенсорная стимуляция», «Предметная деятельность», «Игра»;
воспитатель - по образовательным областям «Самообслуживание», «Я и мир», «Изобразительная деятельность».
46. Учебные занятия по образовательным областям «Музыкально- ритмические занятия», «Адаптивная физкультура проводятся музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания с группой воспитанников. В целях обеспечения максимальной индивидуализации и коррекционной направленности образовательного процесса наряду с музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания занятие проводит воспитатель.
Коррекционные занятия с воспитанниками проводятся учителем дефектологом.
Коррекционная работа по развитию моторики, формированию и закреплению навыков самообслуживания у воспитанников проводится учителем-дефектологом как индивидуально, так и во время выполнения воспитанниками гигиенических процедур, приёма пищи, одевания на прогулку и другой деятельности, предусмотренной режимом дня, а также на музыкально-ритмических занятиях и занятиях адаптивной физкультуре.
В первый класс Учреждения образования принимаются дети, которым на 1 сентября исполнилось 8 лет, в исключительных случаях дети старше 8 лет, которые ранее нигде не обучались.
В случае если невозможно укомплектовать класс учащимися одного года обучения, допускается включение в состав объединенного класса учащихся I-V классов или учащихся V-IX классов. Общая численность учащихся в таком классе не должна превышать 6 человек.Исходя из существующих условий, Учредитель может устанавливать меньшую наполняемость класса, группы в Учреждении образования.
При этом объем учебных часов устанавливается по наибольшему объему часов, предусмотренных учебным планом, который реализуется в классе.
47. Коррекционные занятия по учебному плану Учреждения образования для учащихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями проводит учитель с группой учащихся или индивидуально по отдельному расписанию.
Для проведения коррекционных занятий класс делится на группы при наполняемости класса не менее 4 учащихся. Группы формируются с учетом возраста учащихся, характера и степени тяжести имеющихся физических и (или) психических нарушений.
48. Количество часов, отводимых на проведение коррекционных занятий, может перераспределяться в зависимости от индивидуально- типологических особенностей учащихся, их возраста и состава коррекционных занятий, которые определены в учебном плане Учреждения образования для учащихся с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
Решение о перераспределении часов, отводимых на проведение коррекционных занятий, принимается педагогическим советом Учреждения образования.
49. Для проведения музыкально-ритмических занятий с воспитанниками и учащимися в Учреждении образования предусматриваются аккомпаниаторские часы (100% учебного времени).
50. В Учреждении образования для обучающихся организуются объединения по интересам, исходя из их возможностей, желаний и состояния здоровья. Объединения по интересам могут быть одновозрастными и разновозрастными.
51. Для обучающихся, которые переводятся с условий получения специального образования на дому на обучение в Учреждении образования, или для которых впервые организуется образовательный процесс в условиях Учреждения специального образования, по решению психолого-медико-педагогической комиссии предусматривается период адаптации от 1 до 3 месяцев. Период адаптации позволяет минимизировать страх, напряжение и психологический дискомфорт у лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями и постепенно подготовить их к обучению в новом коллективе сверстников и взрослых. Режим пребывания обучающихся на период адаптации согласуется с законным представителем. Содержание обучения и перечень мероприятий на период адаптации определяются индивидуальной учебной программой, которая разрабатывается и утверждается руководителем учреждения образования.
52. Учебный план Учреждения образования, ежегодно на основе Типового учебного плана учреждения общего среднего образования соответствующего вида и утверждается его руководителем по согласованию с Уполномоченным органом.
53. Образовательный процесс при реализации образовательных программ может быть организован:
в Учреждении образования;
на дому.
54. Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти.
55. Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября по 1 июня. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.
56. В течение учебного года устанавливаются каникулы общей продолжительностью 30 календарных дней, в том числе зимние – не менее 14 дней. Также устанавливаются летние каникулы продолжительностью не менее 8 недель. Для учеников I и II классов в течение учебного года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
57. Учащиеся центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации проходят только текущую аттестацию. Текущая аттестация этих учащихся осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности, без выставления отметок.
58. Индивидуальная учебная программа разрабатывается для лица с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или)психическими нарушениями с учетом структуры и степени тяжести имеющихся у него нарушений и утверждается директором Учреждения образования.
59. Выпускник Учреждения специального образования, закончивший обучение, получает свидетельство о специальном образовании.
60. Бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями устанавливается для:
лиц с особенностями психофизического развития;
детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов с детства;
- Права и обязанности Учреждения образования:
61.1. Учреждение образования имеет право:
осуществлять образовательную деятельность;
формировать структуру и штатное расписание;
осуществлять приносящую доходы деятельность;
участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;
осуществлять проверку подлинности документов об образовании при приеме лиц для получения образования и при наличии сомнений в их подлинности путем направления запросов в Министерство образования Республики Беларусь о подтверждении факта их выдачи;
иметь иные права в соответствии с актами законодательства и настоящим Уставом.
61.2. Учреждение образования обязано обеспечивать:
качество образования;
создание безопасных условий при организации образовательного процесса;
разработку и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка учреждения образования;
моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических и иных работников учреждения образования;
меры социальной защиты обучающихся;
создание необходимых условий для организации питания и медицинской помощи, проживания (при необходимости) обучающихся;
ознакомление лиц (законных представителей несовершеннолетних) при зачислении в Учреждение образования со свидетельством о государственной регистрации, настоящим Уставом, а по их требованию - и с учебно-программной документацией;
содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования.
62. Права и обязанности обучающихся:
Права обучающихся устанавливаются Кодексом Респуьлики Беларусь об образовании и законодательством о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (пункты 1, 3 ст. 31 Кодекса об образовании).
63. Законными представителями несовершеннолетних обучающихся являются их родители, усыновители ( опекуны, попечители.
Законные представители несовершеннолетних обучающихся представляют права и законные интересы несовершеннолетних обучающихся в общественных отношениях в сфере образования без специальных полномочий.
63.1 Законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право на:
ознакомление со свидетельством о государственной регистрации Учреждения образования, настоящим Уставом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, а также с учебно-программной документацией;
участие в управлении Учреждением образования;
защиту прав и законных интересов обучающихся;
ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся;
получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.
Законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют иные права в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и другими актами законодательства.
63.2. Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:
обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
выполнять требования настоящего Устава, правил внутреннего распорядка для обучающихся.
Законные представители несовершеннолетних обучающихся могут нести иные обязанности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и другими актами законодательства.
64. К работникам Учреждения образования относятся педагогические, медицинские и иные работники.
64.1. Педагогические работники имеют право на:
защиту профессиональной чести и достоинства;
обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения;
доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;
участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;
участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности Учреждения образования;
участие в управлении Учреждением образования;
повышение квалификации;
моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности;
Иные права педагогических работников устанавливаются законодательством, настоящим Уставом и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения образования, а также трудовыми или гражданско-правовыми договорами.
64.2. Педагогические работники обязаны:
осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса, воспитанников;
повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;
вести здоровый образ жизни, пропагандировать его среди обучающихся;
соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;
проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Иные обязанности педагогических работников устанавливаются законодательством, настоящим Уставом и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения образования, а также их трудовыми или гражданско-правовыми договорами.
Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и законодательству.
65. Права и обязанности иных работников Учреждения образования устанавливаются законодательством, настоящим Уставом и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения образования, их трудовыми или гражданско-правовыми договорами.
ГЛАВА 6
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И СОЦИАЛЬНАЯ
РЕАБИЛИТАЦИЯ
66. Учреждение образования оказывает коррекционно-педагогическую помощь лицам, имеющим стойкие или временные трудности в усвоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования.
67. Зачисление лиц с особенностями психофизического развития для получения коррекционно-педагогической помощи осуществляется по результатам диагностической деятельности Учреждения образования и на основании заявления их законных представителей.
68. Коррекционно-педагогическая помощь направлена на исправление или ослабление психических и (или) физических нарушений, активизацию познавательной деятельности, развитие мотивационной и эмоционально-волевой сфер, формирование навыков общения, общих способностей к учению, что в целом обеспечивает профилактику неблагоприятного хода развития личности обучающегося.
69. Коррекционно-педагогическая помощь оказывается учителем-дефектологом в форме коррекционных занятий индивидуально, с группой или подгруппой лиц с особенностями психофизического развития.
В группы объединяются лица с особенностями психофизического развития со сходными нарушениями и, как правило, одного возраста.
В зависимости от характера нарушения развития могут быть сформированы следующие группы для лиц: с нарушениями речи; с нарушением слуха; с нарушениями зрения;с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).
Для лиц с аутистическими нарушениями и синдромом дефицита внимания и гиперактивностью показаны индивидуальные коррекционные занятия.
Наполняемость группы составляет 5-6 человек, подгруппы 2-3 человека.
Коррекционные занятия проводятся по расписанию, утвержденному руководителем Учреждения образования. Периодичность посещения занятий - 2-3 раза в неделю.
70. Содержание коррекционных занятий определяется документом, в котором отражаются цели, задачи, приемы и средства коррекционно- педагогической помощи, и который утверждается руководителем Учреждения образования.
71. Отчисление обучающихся с особенностями психофизического развития из Учреждения образования может проводиться в течение года в случае, если нарушение развития исправлено или сформированы компенсаторные способности, приведшие к ослаблению выявленного нарушения развития.
72. Работу по социальной реабилитации лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями проводят педагогические, медицинские и иные работники Учреждения образования с целью социальной адаптации, улучшения качества жизни, формирования необходимых способностей, умений и навыков у лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, обеспечивающих им максимально возможную независимость и самостоятельность в жизни.
73. Социальная реабилитация лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями осуществляется посредством организации их творческой деятельности, физкультурно-оздоровительных мероприятий, расширения социальных связей, мероприятий по восстановлению и (или) компенсации утраченных или нарушенных функций организма, иных видов социальной реабилитации.
74. Социальная реабилитация лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями включает комплекс мероприятий, направленных на повышение адаптационных возможностей организма, уровня самообслуживания, общения и создания оптимальных условий для их интеграции в общество:
эрготерапевтические мероприятия по подбору и индивидуальной адаптации технических средств социальной реабилитации;
мероприятия по развитию творчества, физической культуры, организации культурного досуга.
75.Мероприятия по развитию и совершенствованию физических и двигательных качеств лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями осуществляются путем проведения лечебной физкультуры и другого.
ГЛАВА 7
РАННЯЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ
76. В Учреждении образования осуществляется оказание ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет. Ранняя комплексная помощь включает выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого- педагогическим сопровождением в семье или в Учреждении образования.
77. Ранняя комплексная помощь проводится при тесном взаимодействии с организациями здравоохранения с максимальным сокращением разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения и воспитания ребенка с особенностями психофизического развития. Комплексность помощи обеспечивается организацией педагогической, медицинской, социальной, психологической и иных видов помощи.
78. Для оказания ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет в Учреждении образования создается кабинет ранней комплексной помощи.
В кабинете создается адаптивная образовательная среда в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами применительно к детям в возрасте до трех лет, которая обеспечивает им разнообразный сенсорный опыт, активность в движении, игре, предметно-практической деятельности.
79. В соответствии с пунктом 15 статьи 279 Кодекса Республики Беларусь об образовании содержание работы по оказанию ранней комплексной помощи определяется программой ранней комплексной помощи, которая является основанием для разработки Учреждением образования индивидуальных программ ранней комплексной помощи.
80. Реализацию программы ранней комплексной помощи осуществляют педагогические, медицинские и иные работники Учреждения образования при ведущей роли учителя-дефектолога по плану, в котором отражается перечень мероприятий, их цель, срок реализации, расписание занятий, ответственный исполнитель, планируемый результат. План работы составляется на основе индивидуальной программы ранней комплексной помощи и утверждается руководителем Учреждения образования.
Форма учета проведенных занятий и мероприятий, критерии оценки достижения поставленных целей и эффективности реализации индивидуальной программы ранней комплексной помощи утверждаются руководителем Учреждения образования.
81.Индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого- педагогическим сопровождением в семье проводится с периодичностью 2- 3 раза в месяц и включает:
занятие непосредственно с ребенком;
консультирование законных представителей об индивидуальных особенностях ребенка и тех условиях, которые необходимы для его оптимального развития по мере взросления ребенка;
обучение законных представителей эффективным и доступным приемам взаимодействия с ребенком и способам ухода за ним;
оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи семье.
Общая продолжительность занятия составляет 1 час.
82. В Учреждении образования проводятся индивидуальные занятия с детьми с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет, при обязательном присутствии законных представителей с периодичностью 2- 3 раза в неделю.
ГЛАВА 8
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
83. В Учреждении образования организуется консультативная деятельность с обучающимися с особенностями психофизического развития, их законными представителями, педагогическими работниками.
84. Консультирование обучающихся с особенностями психофизического развития проводится:
по запросу законного представителя;
при возникновении трудностей в обучении, межличностном взаимодействии со сверстниками;
после завершения реализации индивидуальной программы ранней комплексной помощи или завершения мероприятий по оказанию коррекционно-педагогической помощи;
при возникновении проблем относительно перспектив социализации, будущей профессиональной деятельности и др.
85. Консультативная деятельность, которая проводится с законными представителями лиц с особенностями психофизического развития, нацелена на повышение их осведомленности об индивидуальных особенностях обучающихся, гармонизацию детско-родительских отношений в семье, формирование у них готовности к активному участию в работе по оказанию коррекционно-педагогической помощи, а также на повышение ответственности за воспитание детей.
86. Консультативная деятельность с педагогическими работниками учреждений образования проводится по вопросам выявления трудностей в обучении у воспитанников и учащихся, осуществления педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания при реализации образовательных программ специального образования, оказания коррекционно-педагогической помощи.
87. Для руководителей Учреждений образования организуются консультации по вопросам интегрированного обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, создания адаптивной образовательной среды, необходимой для освоения лицами с особенностями психофизического развития содержания соответствующих их возможностям образовательных программ специального образования, и условий для их социализации и полноценной интеграции в общество.
ГЛАВА 9
МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
88. Учреждение образования осуществляет методическую деятельность с целью совершенствования педагогической компетентности и повышения профессионального уровня педагогических работников для успешной реализации задач, стоящих перед Учреждением образования.
Содержание методической деятельности обеспечивает:
методическую помощь и поддержку педагогическим работникам в их работе с обучающимися с особенностями психофизического развития;
методическое сопровождение процесса самообразования педагогических работников и создание условий для их профессионального роста;
оказание практической помощи молодым специалистам в овладении педагогическим мастерством;
своевременное информирование и ознакомление педагогических работников о современном нормативном правовом и научно-методическом обеспечении специального образования;
сбор, накопление и систематизацию методических материалов, педагогических идей и разработок в области специального образования;
выявление и обобщение эффективного педагогического опыта по обучению и воспитанию лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
89. Методическая деятельность в Учреждении образования проводится с целью расширения, обогащения профессиональных знаний, умений и навыков педагогических работников Учреждения образования, а также с целью разработки индивидуальных учебных программ для лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, программ ранней комплексной помощи и методических рекомендаций по совершенствованию деятельности психолого-медико-педагогических комиссий.
90. Методическая деятельность по сопровождению интегрированного обучения и воспитания обучающихся с особенностями психофизического развития в учреждениях дошкольного и общего среднего образования, реализующих образовательные программы специального образования, включает оказание методической помощи педагогическим работникам в вопросах:
комплектования и распределения педагогической нагрузки в классах, группах интегрированного обучения и воспитания;
составления учебных планов специального образования на уровне дошкольного и общего среднего образования на текущий год, определения первоочередных задач коррекции физических и (или) психических нарушений применительно к каждому обучающемуся с особенностями психофизического развития;
осуществления динамического наблюдения за познавательным и личностным развитием обучающихся с особенностями психофизического развития в процессе обучения;
налаживания эффективного и дружественного взаимодействия и взаимопонимания между участниками образовательного процесса и др.
ГЛАВА 10
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
91.Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь направлена на предупреждение и разрешение психологических проблем, связанных с рождением в семье ребенка с особенностями психофизического развития, преодоление последствий кризисной для семьи ситуации, повышение психологической культуры и степени информированности законных представителей о возможностях специального образования и коррекционно-педагогической помощи.
92. Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь обеспечивает формирование у участников образовательного процесса толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития, содействует предупреждению и преодолению конфликтов между ними, помогает жизненному самоопределению лиц с особенностями психофизического развития и содействует профилактике у них эмоциональных и поведенческих нарушений.
93. Оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи осуществляется в виде:
психологической коррекции;
консультирования;
психологической профилактики;
психолого-педагогического просвещения.
В рамках оказания социально-педагогической поддержки и психологической помощи проводится психологическая диагностика, реализуются мероприятия, направленные на обеспечение преемственности при переходе выпускников Учреждения образования в территориальные центры социального обслуживания населения с целью предупреждения или максимального снижения психологического дискомфорта и создания благоприятных условий для их адаптации в новой жизненной ситуации.
ГЛАВА 11
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
94. Информационно-аналитическая деятельность Учреждения образования обеспечивает анализ количественных и качественных показателей контингента лиц с особенностями психофизического развития, сети учреждений специального образования, классов, групп интегрированного обучения и воспитания, информационное обслуживание педагогических работников и законных представителей по актуальным проблемам специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
95. Информационно-аналитическая деятельность направлена на решение следующих задач:
создание и ведение банка данных о детях с особенностями психофизического развития в Учреждении образования;
разработка на основании банка данных прогнозов потребности лиц с особенностями психофизического развития в специальном образовании и коррекционно-педагогической помощи, оптимизации сети учреждений специального образования, классов, групп интегрированного обучения и воспитания;
сбор, накопление и систематизация справочных и информационно- аналитических материалов;
информационно-просветительская деятельность по актуальным проблемам специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
ГЛАВА 12
УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
96. Управление учреждением образования осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларуси об образовании, иными актами законодательства, Уставом Учреждения образования и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления. Непосредственное управление Учреждением образования осуществляет руководитель, который назначается на должность на условиях трудового договора (контракта) и освобождается от занимаемой должности Учредителем по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
97. Основным органом самоуправления Учреждения образования является совет, который возглавляет руководитель. Компетенция, состав и организация деятельности совета Учреждения образования определяются Положением о совете учреждения образования, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь.
98. Совет Учреждения образования является высшим выборным коллегиальным органом самоуправления.
Управление в учреждении образования носит государственно-общественный характер, осуществляется на принципах законности, демократии, гласности, учета общественного мнения и системности.
99. Целями управления являются:
проведение государственной политики в сфере образования;
совершенствование и развитие системы образования;
реализация образовательных программ, программ воспитания.
100. К исключительной компетенции Учредителя относится: принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации Учреждения образования; утверждение Устава Учреждения образования, изменений и(или) дополнений, вносимых в Устав Учреждения образования.
101. Учредитель реализует иные права и обязанности, установленные законодательством и настоящим Уставом. Управление учреждением образования осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларуси об образовании, иными актами законодательства, Уставом Учреждения образования и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
102. Директор Учреждения образования несет ответственность за качество и эффективность работы, условия труда работников, охрану прав жизни и здоровья детей, представляет без доверенности интересы Учреждения образования в государственных органах и организациях, в суде.
Директор Учреждения образования осуществляет контроль за ходом и результатами образовательного процесса, определяет должностные обязанности работников, распределяет нагрузку педагогическим работникам, в установленном порядке, приобретает, заказывает оборудование и иные материальные ресурсы у юридических и физических лиц по безналичному расчету; издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Учреждения образования.
Должностные обязанности директора Учреждения образования утверждает Уполномоченный орган.
В целях реализации целей и задач Учреждения образования, научно-методического обеспечения образовательного и воспитательного процессов, успешной реализации содержания образовательных программ и повышения качества образования в Учреждении образования создаются педагогический совет, попечительский совет.
103. Педагогический совет является коллегиальным органом, к компетенции которого относятся вопросы организации образовательного процесса, определения путей реализации содержания образования, проведения аттестации и выпуска учащихся, повышения научно-методического уровня педагогических работников.
104. Основной целью деятельности попечительского совета является содействие Учреждению образования в осуществлении его уставных функций, объединение усилий государственных и общественных организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан, направленных на укрепление материально-технической базы, охрану здоровья, развитие способностей обучающихся, создание благоприятных условий для воспитания, учебы и отдыха детей, учителей и других работников.
105. Информационное обеспечение включает в себя статистические данные (информацию), данные ведомственной отчетности о результатах контроля за обеспечением качества образования, мониторингов, социологических опросов и иные формы получения информации.
106. Делопроизводство в Учреждении образования осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь. Перечень документов, образующихся в делопроизводстве Учреждения образования, формируется на основании номенклатуры дел, утверждаемой директором Учреждения образования на календарный год.
107.Учреждение образования делегирует Уполном право приема на работу, подбор, расстановку и увольнение педагогических, медицинских и других работников, а также ведение финансовых дел централизованной бухгалтерии уполном.
108.Структуру и штатное расписание Учреждения образования устанавливает отдел образования Городокского райисполкома по согласованию с Учредителем.
109. Трудовые отношения работников Учреждения образования регулируются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
110. Руководитель учреждения образования действует от имени Учреждения образования без доверенности и несет ответственность за результаты своей деятельности.
111. Иные полномочия руководителя Учреждения образования устанавливаются законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 13
ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
112. Финансирование Учреждения образования осуществляется за счет средств местного бюджета, средств учредителя, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством.
113. Оплата труда работников Учреждения образования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
114. Материально-техническая база Учреждения образования формируется Учредителем в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Беларусь, и включает земельный участок, здание, сооружения, помещения, кабинеты, оборудование и иное имущество, необходимое для организации образовательного процесса и иной деятельности, предусмотренной Положением о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, уставом.
115. Руководитель Учреждения образования несет ответственность перед Учредителем за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.
116. В Учреждении образования имеются помещения для осуществления образовательного процесса, диагностической работы, социальной реабилитации, оказания ранней комплексной помощи, организации отдыха, творческой деятельности лиц с особенностями психофизического развития, проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и др.
117. Классы, группы, кабинеты (сенсорный, социально-бытовой адаптации, ранней комплексной помощи, социально-педагогической и психологической помощи, физической реабилитации, диагностический, медицинский) и другие помещения оснащаются функциональной мебелью, инвентарем, технологическим оборудованием, другими материальными ценностями, которые соответствуют санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам.
Кабинеты Учреждения образования оснащаются оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, предупреждающими травматизм и учитывающими сенсорные и двигательные нарушения, имеющиеся у лиц с особенностями психофизического развития.
ГЛАВА 14
РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
118. Создание, реорганизация и ликвидация Учреждения образования осуществляются в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.
119. Решение о ликвидации государственного учреждения общего среднего образования принимается Учредителем.
120. Имущество учреждения образования, которое осталось после ликвидации, передаетсяучредителю.
121. Учреждение образования считается ликвидированным, а его деятельность остановленной с момента внесения записи о ликвидации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
122. В случае прекращения деятельности Учреждения образованияуполном принимает меры по переводу обучающихся с согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.
раскрыть » / « свернуть